Чусова Оксана Сергеевна, воспитатель дошкольной группы

Рабочая программа по развитию математической грамотности

Пояснительная записка

 

 

Настоящая программа по подготовке дошкольников к изучению математики составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной.

 

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года

3. Постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Рабочая программа  ориентирована на использование учебно-методического комплекта Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» ч. 1,2, М.: Ювента, 2016

 

Программа составлена на 68 часов, 2 часа в неделю.

Настоящая  программа направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил дошкольников.

Новизна данной программы состоит в деятельностном подходе к воспитанию и развитию ребёнка,  в принципе междисциплинарной интеграции. 

Актуальность и практическая значимость программы заключается в выработке умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Основная цель программы - формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов,  радость творчества, развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

Задачи данной программы:

- формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

- увеличение объема внимания и памяти.

- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

- формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Отличительной особенностью программы является адаптация детей при переходе на новый уровень образования.

Содержание программы образования детей соответствует уровню дошкольного образования, имеет научную направленность  и строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип  психологической комфортности. Создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

- принцип деятельности. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие".

- принцип минимакса. Это обеспечивает возможность разноуровневого обучения детей.

- принцип целостного представления о мире. При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

- Принцип непрерывности. Обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Данные принципы отражают современные взгляды на основы организации развивающего обучения.  Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержки их здоровью.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <,  = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программного материала (68 часов)

Общие понятия (20 часов)

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса.

Числа и операции над ними (20 часов)

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно – временные представления (14 часов)

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Геометрические фигуры и величины (14 часов)

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар. 

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Календарно- тематическое планирование

по развитию математической грамотности

на 2019-2020 уч.год

 

Тема занятия

План

Факт

УУД

1.  

Путешествие в Царство математики

Познавательные:Развитие умения сравнивать предметы по различным признакам. Развитие умения различать предметы по форме, размеру, цвету; формировать понятие о геометрической форме. Формирование общего умения решать задачи.

Регулятивные:  принимать учебную задачу, воспринимать речь учителя;

 Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе, идентифицируют себя с образом школьника

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2.  

Свойства предметов

3.  

Свойства предметов: цвет, форма, размер

4.  

Свойства предметов: материал

5.  

Группируем предметы

6.  

Группируем предметы, обозначаем признак

7.  

Поиск закономерностей

8.  

Поиск закономерностей. Таблицы

9.  

Сравнение групп предметов

10.   

Обозначение равенства и неравенства.

11.   

Отношение: часть-целое.

12.   

Представление о действии сложения

13.   

Пространственные отношения: на, над, под.

14.   

Пространственные отношения: слева, справа.

15.   

Пространственные отношения: на, над, под, слева, справа.

16.   

Удаление части из целого

17.   

Представление о действии вычитания

18.   

Пространственные отношения между, посередине

19.   

Взаимосвязь между целым и частью.

20.   

Представление: один – много.

21.   

Число 1 и цифра 1.

22.   

Пространственные отношения внутри, снаружи

23.   

Число 2 и цифра 2.

24.   

Число 2 и цифра 2. Пара.

25.   

Представление о точке и линии.

26.   

Отрезок, луч

27.   

Число 3 и цифра 3.

28.   

Число 3 и цифра 3.

29.   

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

30.   

Ломаная линия. Многоугольник.

31.   

Число 4. Цифра 4.

32.   

Счет 1-4. Число 4

33.   

Представление об углах и видах углов.

34.   

Представление о числовом отрезке.

35.   

Число 5. Цифра 5.

36.   

Монеты. Пятак. Число 5

37.   

Пространственные отношения впереди, сзади

38.   

Сравнение групп предметов

Познавательные:Формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числами и цифрами; умение писать цифры Умение определять способ решения; сравнивать; моделировать; решать задачи; умение рассуждать;  

Коммуникативные: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе, идентифицируют себя с образом школьника

Регулятивные:  принимать учебную задачу, воспринимать речь учителя; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

39.   

Обозначение отношений: больше- меньше.

40.   

Пространственно-временные отношения раньше, позже

41.   

Число 6. Цифра 6

42.   

Счет 1-6. Число 6

43.   

Пространственно-временные отношения длиннее, короче

44.   

Величины и их измерение

45.   

Длина. Измерение длины

46.   

Число 7. Цифра 7.

47.   

Поиск закономерностей

48.   

Отношения: тяжелее, легче.

49.   

Сравнение массы.

50.   

Измерение массы

51.   

Прогулка по саду. Количество и счет.

52.   

Число 8. Цифра 8.

53.   

Количество и счет. Счет 1-8.

54.   

Представление об объеме.

55.   

Сравнение по объёму.

56.   

Количество и счет.

57.   

Число 9. Цифра 9.

58.   

Количество и счет. Счет 1-9

59.   

Преставление о площади. Сравнение площади.

60.   

Измерение площади

61.   

Число 0. Цифра 0.

62.   

Число 10.

63.   

Представление о сложении и вычитании в пределах 10.

64.   

Сложение и вычитание в пределах 10.

65.   

Объемные предметы вокруг нас. Шар. Куб. Параллелепипед

66.   

Объемные предметы вокруг нас. Пирамида. Конус. Цилиндр

67.   

Символы

68.   

Повторение

 

 

 

6 февраля 2020 в 21:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.