Чусова Оксана Сергеевна, воспитатель дошкольной группы
Доклад «Диагностика детей дошкольного возраста и предшкольной подготовки»Доклад на тему «Диагностика детей дошкольного возраста и предшкольной подготовки» Цель проведения: познакомить педагогов начальных классов с организацией мониторинга детей дошкольного возраста и предшкольной подготовкой. Во многих школах, при приеме ребенка в 1 класс необходимо пройти школьного психолога. В функции психолога входит психологическая диагностика ребенка к школе. По своей сути эта процедура очень важна, в первую очередь для ребенка. Представьте себе, что ребенок идет в 1 класс, по вашему мнению, и на ваш взгляд, ребенок вполне готов к школе, тем более и возраст подходит. Но психика ребенка у каждого развивается по своему и причин здесь множество.... Существует хронологический возраст и психологический. Если они соответствуют, то ребенок легко справляется со школьной программой. Но бывает, что ребенку, например 6,5 лет, а некоторые познавательные процессы память или внимание еще не достаточно сформированы. И такой ребенок, обучаясь, будет отставать от сверстников, его результаты будут ниже со всеми вытекающими последствиями (низкая мотивация к учебе, низкая самооценка, эмоциональные расстройства и пр.). Если же ребенок у которого еще не сформированы, например память и внимание пойдет в школу позже, то за этот период его процессы уже будут более развиты (они могут развиваться как целенаправленно, так у большинства и сами). Таким образом, диагностика и помогает принять решение. Есть и второй вариант - это психологическая коррекция ребенка. Ведь при диагностике психолог выявляет, что конкретно не готово и дает рекомендации как это исправить. Например, память развивается любыми играми на запоминание. Все коррекционные методы в основном состоят из игр и даже человек, не имеющий психологического образования, сможет провести такие занятия с ребенком. Как показывает опыт, у большинства детей (не имеющих генетических заболеваний, психических отклонений) такие занятия быстро дают эффект (1-2 месяца). При условии, что в школе работает квалифицированный специалист, он быстро справляется с такими проблемами. В данном случае я провожу свою диагностику, не дожидаясь психолога. И хочу вам предложить независимое исследование, которое проводится в течение всего учебного года, в результате которого составляется мониторинг, где видна динамика изменений в развитии ребенка. Психолого – педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения, авторами которой являются Наталья Семаго и Михаила Семаго кандидаты психологических наук (мониторинг прилагается). Методика состоит из пяти заданий, целью первого задания является оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкцией, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкцией. На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Второе задание, целью которого является оценка сформированности навыков пересчета в пределах девяти, соотнесение цифры (графемы) и количество изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр, определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов. Третье задание это слова, здесь выявляется сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности написание графем), произвольная регуляция собственной деятельности. Целью четвертого задания является выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределение и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Время выполнение данного задания жестко ограничивается двумя минутами. Пятое задание рисунок человека. Цель: общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития. Я провожу эту методику на протяжении трех, лет и дальше буду проводить, так как считаю, что она более приемлема для оценки готовности учащихся к обучению. Так же эта методика выявляет недостатки в развитии, и показывает, в какой области конкретно надо сконцентрировать внимание на развитие детей. Мониторинг готовности детей к началу школьного обучения МБОУ Стаевская СОШ 2019-2020 учебный год класс предшкольной подготовки воспитатель Чусова О.С. 1-й уровень. Сумарные балы в диапазоне от 17 до 25, готовы, (вне зависимости от их возраста на момент начала школьного обучения) 2-й уровень. От 14 до 17 условная готовность 3-й уровень. От 11 до 14 условная негатовность 4-й уровень. Ниже 10 баллов негатовность к началу регулярного обучения 6 февраля 2020 в 21:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.